Полное погружение, или как вызвать интерес к искусству у ребенка

pinterest.com

Полное погружение, или как вызвать интерес к искусству у ребенка

Спецпроект

Пару месяцев назад истек срок действия моих водительских прав и я с неохотой потащилась на Ордынку их менять. Талоны предлагались только на обеденное время, и мне предстояло убить где-то пару часов. Решение пришло быстро - сходить в Третьяковку. Так впервые за долгое время я пришла сюда одна, без определенного плана, не на конкретную экспозицию - просто побродить в свое удовольствие. К тому же, в будний день выпала возможность не только посмотреть картины, но и понаблюдать за многочисленными школьными экскурсиями.

 

Почти в каждом зале мне встречались детские стайки, сопровождаемые экскурсоводами и педагогами. Дети разных возрастов и полов хихикали, слонялись, ковыряли паркет и внимали старшим. Одно было характерно - тональность, с которой обращались к детям педагоги. Выглядело это примерно так: - Иванова, а ну перестань шептаться! Петров, кончай ковырять в носу! Сидоров, с твоей мамой отдельно поговорим! А теперь, балбесы, все слушаем, что расскажет нам Эльвира Вениаминовна про картину великого Карла Брюллова "Всадница". После такого вступления детские лица быстро скучнели, примерно как мое - в очереди за талоном на замену прав.

Погружение в искусство "из-под палки" - частая и, к сожалению, порочная практика. Закрепить ассоциацию картины-окрики, музыка-принуждение, архитектура-скука удается очень легко и часто безвозвратно. Поэтому у так много взрослых, для которых пойти на выставку - не род удовольствия, а что-то скучное, лишнее, натужное. Привить ребенку художественный вкус и тягу к прекрасному - тонкая и непростая задача. Давайте обсудим, какие моменты могут стать ключевыми, как вызвать искренний интерес и в каких обстоятельствах он будет расти, цвести и пахнуть.

 

Знакомая искусствовед рассказывала, что самый частый вопрос, который ей задают родители: с какого возраста начинать знакомить ребенка с искусством? На этот вопрос нет однозначного ответа, знакомить - это как? Рассказывать ему об истории написания картин? Или начать по хронологии, с сюжетов на античных вазах? Тут, как и во многих других случаях, работает принцип: наденьте маску сначала на себя, затем на ребенка. Если в вашей жизни есть место искусству, будь то посещение выставок, пролистывание по вечерам художественных альбомов, или вы любите фильмы BBC об импрессионистах, если в вас отзывается история о блудном сыне, рассказанная Рембрандтом, то у вашего ребенка не будет шанса избежать знакомства с искусством. Оно произойдет уже на первом году жизни, потому что вы, конечно, не пропустите показ “Олимпии” Мане и обязательно придете в Пушкинский за Рафаэлем, даже если уже видели его в галерее Уффици. А с вами из эрго-рюкзачка живописцам будет внимать и ваш малыш.

С чего еще можно начать знакомство, чтобы не спугнуть робкий детский интерес к искусству? Например, с репродукций, которые вы вместе будете просматривать дома за чаем с вареньем - со сказочных сюжетов Васнецова или образов природы Шишкина. Чередуйте теорию с практикой, заведите палитру и знакомьте краски друг с другом, вместе наблюдайте, как желтый превращается в зеленый. Со временем дочка начала рисовать без моей помощи, и, когда замыслы маленького художника иссякают, а желание творить - нет, она просит дать ей задание. Я ставлю перед ней книгу с рисунками Экзюпери или репродукции Матисса, и это тоже знакомство с искусством: минуты тщательного рассматривания мазков, попытка добиться похожих линий и передать цвет.

 

То, что мы можем обеспечить своим детям с рождения - это зрительный контакт с искусством, “насмотренность” вашего ребенка будет расти после каждой совместной встречи с шедевром. Именно для того, чтобы эти встречи случались чаще, был создан образовательный проект Академия 16.21. Это лекции и семинары по искусству, на которые мама может прийти вместе со своим малышом любого возраста. Тут вы не встретите недовольных взглядов, не услышите возмущенных цоканий и не увидите поджатых губ, если вдруг ваш малыш решит чуть всплакнуть, потому что эта образовательная платформа создана для мам такими же мамами. Во время занятий малыши могут играть в детской комнате под присмотром или слушать лекцию вместе с вами, на их вопросы всегда ответят и в случае чего, поднимут настроение печенькой))

Первая лекция пройдет 31 мая в 14.30 по адресу Малая Молчановка, 4 На ней вы узнаете, как сделать мир изобразительного искусства доступным для понимания детей и превратить музейную прогулку в праздник. Зарегистрироваться на лекцию можно тут, а следить за проектами и анонсами Академии вот тут.

Мы очень ждали подобный проект в нашем городе, потому что помимо образовательной функции он помогает молодым мамам социализироваться в порой нелегком декрете.

И под занавес еще одно воспоминание. Знаете, сколько труб у органа в Большом зале московской Консерватории? Сейчас уже не помню, а двадцать пять лет назад знала очень хорошо – родители взяли абонемент, и каждые две недели я уныло брела туда, чтобы прослушать часовой классический концерт. Для пятилетки это было рано, тяжело и скучно, поэтому спасением был бесконечный пересчет органных труб, которые запомнились больше, чем сама музыка. Так давайте же поднимем нашу чайную чашку с вареньем за то, чтобы погружение ребенка в искусство было в радость и ему, и вам!


читай нас в Facebook, обещаем по пустякам не отвлекать
ОтменитьДобавить комментарий

Меня волнует, что вас не волнует, или что я думаю о материнстве, боди-позитиве и мизогинии
Меня волнует, что вас не волнует, или что я думаю о материнстве, боди-позитиве и мизогинии
24 июля 2017
Читать, бояться! Или какие детские книги вызвали мое недоумение
Читать, бояться! Или какие детские книги вызвали мое недоумение
06 июля 2017
Мать-героиня, или кому всё это нужно
Мать-героиня, или кому всё это нужно
30 июня 2017